Родился 21 августа 1871 года в городе Орле. Сын
землемера. Юношеское увлечение немецкими философами А. Шопенгауэром и Э.
Гартманом определило качества переменчивой, тяготевшей к эмоциональным
крайностям натуры Андреева: дисгармоничность и пессимизм мировосприятия,
внимание, порой болезненное, к идее смерти и страшному в жизни.
По окончании юридического факультета
Московского университета (1897 г.) Андреев несколько лет работал помощником
присяжного поверенного, одновременно печатал в газете «Курьер» судебные
репортажи и фельетоны. Началом собственно литературной деятельности он считал
публикацию пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» (1898 г.). Благосклонное
внимание М. Горького, впоследствии близкого друга Андреева, позволило ему
примкнуть к объединению писателей-реалистов «Среда».
Выход в 1901 г. сборника «Рассказы»
принёс Андрееву широкую известность и признание критики. Продолжая традиции Ф.
М. Достоевского, писатель уже в первых зрелых вещах («Большой шлем»,
«Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Жили-были») обратился к углублённому
исследованию внутреннего мира человека, задался вопросом о первопричинах зла в
человеческой душе.
Изображая предельные в этическом смысле
коллизии (изнасилование, убийство в рассказах «Бездна», «В тумане»), нагнетая
ощущение безысходности (притча «Стена»), ставя героев в ситуации
непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет
новые средства выразительности, усиливающие воздействие на читателя.
Эмоционально воспринятые вести о Русско-японской войне послужили импульсом к
созданию рассказа «Красный смех» (1905 г.).
Усилившиеся пессимистические настроения
Андреева ощутимы в драме «Савва» (1906 г.) и повести «Иуда Искариот и другие»
(1907 г.), в которой переосмысливаются евангельские события.
Образ человека - песчинки в бесконечности
космоса, с рождения обречённого на одиночество и, тем не менее, бунтующего,
вновь и вновь бросающего вызов судьбе, стал центральным в пьесах Андреева («К
звёздам», 1906 г.; «Жизнь человека», 1907 г.; «Царь-Голод», 1908 г.). В
дальнейшем его драматургические поиски шли в направлении полного отказа от
действия и зрелищности («Реквием», 1913-1915 гг.; «Собачий вальс», 1916 г.).
С началом Первой мировой войны Андреев
обратился к публицистике, выступал с антигерманскими статьями, призывая к войне
до победного конца. Он восторженно встретил Февральскую революцию, события же
октября 1917 г. воспринял как катастрофу, ввергающую страну в хаос и анархию.
Одна из последних его статей, под названием «S. О. S.» (1919 г.), - призыв к
правительствам европейских стран и США о помощи России, гибнущей под властью
большевиков.
С целью мобилизации общественного мнения
Андреев собирался предпринять поездку в Англию и Америку, однако планы не
осуществились: 12 сентября 1919 г. писатель скоропостижно скончался от паралича
сердца в деревне Нейвала в Финляндии.
1.
Собрание сочинений: в 6 т. – Москва: Художественная литература, 1990 – 1996.
Т. 1: Рассказы 1898 - 1903 гг. – 639 с.
Т. 2: Рассказы; Пьесы 1904 - 1907 гг. – 559 с.
Т. 3: Рассказы; Пьесы 1908 - 1910 гг. – 655 с.
Т. 4: Рассказы; Сашка Жегулев: роман; Пьесы 1911 - 1913. – 639 с.
Т. 5: Рассказы; Пьесы 1914 – 1915; Сатирические миниатюры для сцены 1908 -
1916. – 511 с.
Т. 6: Рассказы; Повести; Дневник сатаны:
роман 1916 – 1919; Пьесы 1916; Статьи; Комментарии. - 720 с.
Это собрание
сочинений дает полное
представление о всех гранях творчества "сфинкса российской
интеллигенции".
2.
Избранное / сост.
В.А. Богданова. – М.: Советская Россия, 1988. – 332 с.
В книгу включены избранные произведения одного из самых
популярных писателей рубежа XIX-XX веков Леонида Николаевича Андреева. На годы
его человеческой и творческой зрелости приходятся такие эпохальные события, как
революция 1905-1907 годов, Первая мировая война (1914-1918), февральская и
октябрьская революции 1917 года, последующая всеобщая разруха. До
сколько-нибудь мирного времени Андреев не дожил. Его творчество чутко и
эмоционально отражает эту бурную, трагическую для большинства людей эпоху.
3. Повести и рассказы.
– Москва: Правда, 1984. – 432 с.
Леонид
Андреев - русский писатель, драматург,
публицист, оставивший богатое творческое наследие. Наибольший интерес для
читателей представляют его повести и рассказы. Их сюжеты чрезвычайно
разнообразны: жизнь «маленького человека», судьба жертвы террора и палача,
переживания игрока, мечты о счастье и бегство от реальности. Необычайная
искренность писателя, затрагивающего в своем творчестве как острые социальные
проблемы, так и вопросы, волнующие каждого человека лично, яркий слог и
глубокий психологизм его прозы находят отклик в каждом сердце.
4. Рассказы. Сатирические пьесы.
Фельетоны. – Москва: Правда, 1988. – 510 с.: ил.
В книгу
вошли рассказы, сатирические пьесы и фельетоны, в которых показано, как автор
пользовался в своей критике буржуазной действительности приемами и средствами
сатиры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий