вторник, 9 февраля 2016 г.

Книги – юбиляры 2016 года

Время не властно

Юбилеи бывают не только у людей и событий, но и у книг.
Впрочем, выход хорошей книги – тоже событие!
Правда, осознаётся оно чаще всего по прошествии времени…





695 лет (1321)

Данте, А. Божественная комедия / А. Данте; пер. с итал. Д.Минаева; предисл. В. Татаринова. – Москва.: Эксмо, 2008. – 864 с. – (Зарубежная классика).
Первоначальное название сочинения, данное самим Данте, – «Комедия». Эпитет «божественная» принадлежит знаменитому писателю Джованни Боккаччо, который выразил свое восхищение красотой творения Данте. Этот меткий и точный эпитет сразу сросся в единое целое с заглавием «Комедия», и с тех пор она стала называться «Божественная комедия».
В ней возникает картина загробного мира – другой, невидимой, в отличие от земной, части Божественного творения. Читатель погружается сначала в круги Ада, затем попадает в Чистилище и, наконец, перед ним открывается Рай. Данте описывает ту часть Божественного творения, которая представляет собой вечную жизнь. Прежде чем погрузиться в нее, нужно пройти подготовительную школу земной жизни.

290 лет (1726)

Свифт, Дж. Путешествия Гулливера: пер. с англ./ Дж. Свифт: вступ. ст. А. Ингера. – Москва.: Художественная литература, 1980. – 388 с. – (Классики и современники).
«Путешествия Гулливера» – произведение, написанное на стыке жанров: это и увлекательное, чисто романное повествование, роман-путешествие; это роман-памфлет и одновременно роман, носящий отчетливые черты антиутопии. В первой части знаменитого романа Свифта чудом спасшийся после бури корабельный врач Гулливер попадает в удивительную страну крошечных человечков - Лилипутию. Необыкновенные приключения ожидают Гулливера в этой стране, где деревья не выше нашего куста смородины, а самые большие дома ниже стола. Приключения Гулливера продолжаются во второй части романа, но уже в стране великанов. Гулливер сам чувствовал себя великаном среди лилипутов, а теперь среди великанов – хрупким кузнечиком, которого легко раздавить. Злополучный путешественник, испытавший во время своих странствий невзгоды и опасности, Гулливер был, наконец, счастлив, что вернулся к таким же людям, как он.

235 лет (1781)

Фонвизин, Д.И. Недоросль: комедия / Д.И. Фонвизин. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 128 с. – (Классика для школы).
Не смотря на то, что со дня написания пьесы прошло более двухсот лет, она имеет место быть актуальной до сих пор. Драматург очень тонко прописал сатиру и иронию, высмеял те или иные отрицательные явления действительности, но классицизм на то и классицизм, чтобы поучать своего читателя, а также четко разделять «положительное» и «отрицательное». В пьесе описаны самые простые и широко известные истины, которые должны восприниматься человеком как само собой разумеющееся. И так ли уж много изменилось с тех пор в понимании «добродетели»? 
Разумеется, образы героев пьесы собирательные и слишком преувеличены, но в этом есть определенный смысл – читатель может присмотреться к каждому из них и увидеть свои черты, опять-таки положительные или отрицательные.

225 лет (1791)

Распэ, Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена / Р.Э. Распэ // Гагрантюа и Пантагрюэль / Ф. Рабле. Путешествия Лемюэля Гулливера / Д. Свифт. Приключения барона Мюнхгаузена / Р.Э. Распэ. – Москва: Детская литература, 1994. – С. 569-646. – (Библиотека мировой литературы для детей).
В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Неизвестно, сам ли он записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1781 году некоторые из них были напечатаны. В 1785 году немецкий писатель Э. Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Э. Распе. В этом произведении отразились характерные черты немецких баронов и помещиков: некультурность, самоуверенность и хвастливое зазнайство. Когда книга получила известность, то именем Мюнхгаузена стали называть людей, постоянно лгущих и приписывающих себе те качества, которых у них нет.

195 лет (1821)

Пушкин, А.С. Кавказский пленник // Полное собрание сочинений. В 17 т. Т. 4. Поэмы 1817-1824 / А.С. Пушкин. – Москва: Воскресенье, 1994. - С. 89-117. 
Первая романтическая поэма Пушкина, исполнена эпикой Кавказа и лирикой неожиданных переплетений человеческих судеб. Повествует об истории русского пленника попавшего в аул к черкесам, о том, что даже будучи пленником, почти рабом, можно найти свою судьбу, а можно и безвозвратно разбить чье-то сердце, если и твое уже разбито...
Эта лирическая тема подана на эпическом фоне: красоты безбрежного Кавказа, экзотическая жизнь горцев, успехи русского оружия.

190 лет (1826)

Купер, Д.Ф. Последний из Могикан или повествование о 1757 годе: роман / Д.Ф. Купер; пер. с англ. Е.М. Чистяковой-Вер и А.П. Репиной. – Москва: Транспорт, 1993. – 320 с.
«Последний из Могикан» один из наиболее популярных романов Фенимора Купера. Действие романа происходит в середине XVIII века. Автор рассказывает о жизни и приключениях следопыта и охотника, непревзойденного стрелка Натаниэля Бампо по прозвищу Соколиный глаз. События разворачиваются в разгар Семилетней войны между французами и англичанами, захватившей и Северную Америку. В противостояние оказались втянутыми индейские племена, поэтому следопыту и его друзьям Чингачгуку и Ункасу приходится сражаться и с коварными гуронами и с хорошо вооруженными французами, спасая жизнь двух прекрасных дочерей британского полковника.

185 лет (1831)

Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки: повести, изданные пасичником Рудым Паньком / Н.В. Гоголь; худож. А.Лаптев. – Москва: Детская литература, 2011. – 304 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Перед вами первый сборник повестей Н.В.Гоголя, с восторгом встреченный его современниками и вызвавший отзыв А.С.Пушкина: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» Этот сборник оказался и самой светлой книгой Гоголя, любимой многими поколениями читателей. Открывая книгу, вы ощущаете горьковатый запах полыни, слышите напевную украинскую речь, девичий звонкий смех и неторопливое покашливание старого казака, раскуривающего трубку. Герои Гоголя словно оживают перед вами. Перевернув последнюю страницу, вы поймете,  что к этой книге не раз еще вернетесь, чтобы заново пережить упоительное волнение и легкую грусть, леденящий страх и безудержное веселье, горькое отчаяние и светлую надежду.

185 лет (1831) 

Грибоедов, А.С. Горе от ума: пьеса / А.С. Грибоедов. – Москва: Эксмо, 2011. – 191 с. – (Классика в школе).
«Горе от ума» - одна из первых русских комедий, разобранных на пословицы и поговорки, которыми до сих пор украшена речь всякого мало-мальски начитанного человека. «Горе от ума» - комедия, давшая русской литературе первого «лишнего человека». Эта комедия с трагическим, в сущности, финалом - поистине «русская комедия» с отчетливым горьким осадком и бесконечным сочувствием герою.

185 лет (1831) 

Гюго, В. Собор Парижской Богоматери: роман / В. Гюго. – Москва: АСТ : Хранитель, 2007. – 512 с. – (Мировая классика).
Знаменитый роман В. Гюго, в котором автор обращается к истории Франции XV века. Яркие образы уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды, влюбленного в нее урода Квазимодо, звонаря собора Нотр Дам, священника Фролло и капитана Феба де Шатопера даны на фоне причудливого и пестрого средневекового Парижа.

Приглашаем вас в библиотеки города,
 что бы еще раз перечитать или
вновь познакомиться с этими произведениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий