суббота, 20 августа 2016 г.

21 августа – 145 лет со дня рождения русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871- 1919)



Родился  21 августа 1871 года в городе Орле. Сын землемера. Юношеское увлечение немецкими философами А. Шопенгауэром и Э. Гартманом определило качества переменчивой, тяготевшей к эмоциональным крайностям натуры Андреева: дисгармоничность и пессимизм мировосприятия, внимание, порой болезненное, к идее смерти и страшному в жизни.

По окончании юридического факультета Московского университета (1897 г.) Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного, одновременно печатал в газете «Курьер» судебные репортажи и фельетоны. Началом собственно литературной деятельности он считал публикацию пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» (1898 г.). Благосклонное внимание М. Горького, впоследствии близкого друга Андреева, позволило ему примкнуть к объединению писателей-реалистов «Среда».
Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность и признание критики. Продолжая традиции Ф. М. Достоевского, писатель уже в первых зрелых вещах («Большой шлем», «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Жили-были») обратился к углублённому исследованию внутреннего мира человека, задался вопросом о первопричинах зла в человеческой душе.
Изображая предельные в этическом смысле коллизии (изнасилование, убийство в рассказах «Бездна», «В тумане»), нагнетая ощущение безысходности (притча «Стена»), ставя героев в ситуации непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, усиливающие воздействие на читателя. Эмоционально воспринятые вести о Русско-японской войне послужили импульсом к созданию рассказа «Красный смех» (1905 г.).
Усилившиеся пессимистические настроения Андреева ощутимы в драме «Савва» (1906 г.) и повести «Иуда Искариот и другие» (1907 г.), в которой переосмысливаются евангельские события.
Образ человека - песчинки в бесконечности космоса, с рождения обречённого на одиночество и, тем не менее, бунтующего, вновь и вновь бросающего вызов судьбе, стал центральным в пьесах Андреева («К звёздам», 1906 г.; «Жизнь человека», 1907 г.; «Царь-Голод», 1908 г.). В дальнейшем его драматургические поиски шли в направлении полного отказа от действия и зрелищности («Реквием», 1913-1915 гг.; «Собачий вальс», 1916 г.).
С началом Первой мировой войны Андреев обратился к публицистике, выступал с антигерманскими статьями, призывая к войне до победного конца. Он восторженно встретил Февральскую революцию, события же октября 1917 г. воспринял как катастрофу, ввергающую страну в хаос и анархию. Одна из последних его статей, под названием «S. О. S.» (1919 г.), - призыв к правительствам европейских стран и США о помощи России, гибнущей под властью большевиков.
С целью мобилизации общественного мнения Андреев собирался предпринять поездку в Англию и Америку, однако планы не осуществились: 12 сентября 1919 г. писатель скоропостижно скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии.

1.      Собрание сочинений: в 6 т. – Москва: Художественная литература, 1990 – 1996.
Т. 1: Рассказы 1898 - 1903 гг. – 639 с.
Т. 2: Рассказы; Пьесы 1904 - 1907 гг. – 559 с.
Т. 3: Рассказы; Пьесы 1908 - 1910 гг. – 655 с.
Т. 4: Рассказы; Сашка Жегулев: роман; Пьесы 1911 - 1913. – 639 с. 
Т. 5: Рассказы; Пьесы 1914 – 1915; Сатирические миниатюры для сцены 1908 - 1916. – 511 с. 
Т. 6: Рассказы; Повести;  Дневник сатаны: роман 1916 – 1919; Пьесы 1916; Статьи; Комментарии. - 720 с.

Это собрание сочинений  дает полное представление о всех гранях творчества "сфинкса российской интеллигенции".
2.      Избранное / сост. В.А. Богданова. – М.: Советская Россия, 1988. – 332 с.
В книгу включены избранные произведения одного из самых популярных писателей рубежа XIX-XX веков Леонида Николаевича Андреева. На годы его человеческой и творческой зрелости приходятся такие эпохальные события, как революция 1905-1907 годов, Первая мировая война (1914-1918), февральская и октябрьская революции 1917 года, последующая всеобщая разруха. До сколько-нибудь мирного времени Андреев не дожил. Его творчество чутко и эмоционально отражает эту бурную, трагическую для большинства людей эпоху.
3.      Повести и рассказы. – Москва: Правда, 1984. – 432 с.


Леонид Андреев  - русский писатель, драматург, публицист, оставивший богатое творческое наследие. Наибольший интерес для читателей представляют его повести и рассказы. Их сюжеты чрезвычайно разнообразны: жизнь «маленького человека», судьба жертвы террора и палача, переживания игрока, мечты о счастье и бегство от реальности. Необычайная искренность писателя, затрагивающего в своем творчестве как острые социальные проблемы, так и вопросы, волнующие каждого человека лично, яркий слог и глубокий психологизм его прозы находят отклик в каждом сердце.

4.      Рассказы. Сатирические пьесы. Фельетоны. – Москва: Правда, 1988. – 510 с.: ил.

В книгу вошли рассказы, сатирические пьесы и фельетоны, в которых показано, как автор пользовался в своей критике буржуазной действительности приемами и средствами сатиры. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий